Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Барнаул
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Биробиджан
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Интервью

Мы есть то, что мы видим, слышим и чувствуем!…

Мы есть то, что мы видим, слышим и чувствуем!…
Фото Минздрав РТ
Прогрессия детского насилия в России указала обществу на провал в воспитании постперестроечного поколения. Вседозволенность, пришедшая на смену строгих советских нравов, обернулась для общества разрушением человека, как личности.

Резкий рост насилия над детьми в России, по мнению детского психолога Минздрава Татарстана, связан с неправильным воспитанием, а также с негативным воздействием массмедиа на сознание людей после перестройки. О всех упущениях общества, приведших к ряду трагических последствий, в эксклюзивном интервью SM-NEWS рассказала заведующая психологическим отделением ГАУЗ ДРКБ МЗ РТ Лилия Горохова.

— МВД опубликовало неутешительную статистику детского насилия в России, она за год выросла на 40%. С чем связана прогрессия преступлений в этом сегменте?

Во-первых, это неоднозначный, а системный вопрос. На мой взгляд, один из ответов, уходит в период перестройки. Пресловутая свобода, к которой все так стремились и получили в те года, выплеснулась, в конечном итоге, на детей. Психика человека развивается по определенным законам, в соответствии с онтогенезом, и в частности, развитие ребенка идет по принципу подражания. Мы есть то, что мы видим, слышим и чувствуем. И это формирует наше убеждения, в соответствии с которыми формируются и поведенческие паттерны. Когда ребенок растет, он видит все, что происходит вокруг него. Определенные картинки, тип поведения, действия, определенные ситуации, которые он воспринимает, как данность, как элемент нормы. Для него это является примером для подражания, и это происходит бессознательно. Например, если ребенок живет в тайге или на пастбище, то поведение взрослых, связанное в рамках этого этноса – будет для него нормой. Он может долго оставаться один в юрте, будет кушать руками и спать на шкурах и т.д. Или возьмем семью аристократов, воспитывающую ребенка по всем нормам этикета, где есть надо вилкой и ножом. Тогда уже к 3 годам он ловко управляет столовыми приборами. Разговаривает на «Вы» и правильно держит спинку, всегда чистый и опрятный. По этой аналогии можно понять формирование поведение человека в обществе, то есть его ближайшая среда обитания (а это семья) определяет его стратегии поведения.

— Что происходит с обществом, откуда берутся такие личности, способные навредить несовершеннолетним?

— Вернемся к постперестроечному поколению. Они как раз сейчас стали родителями, что они видели!? Вседозволенность, которая несет за собой разрешение на проявление(часто неадекватное) абсолютно всех эмоций. Она пришла на смену строгих советских нравов и обернулась для общества разрушением определенных нравственных принципов и подменой ценностей человека. В советский период было разделение на «плохо» и «хорошо»: проявлять агрессию плохо, злиться плохо. Исчезновение разграничений привело к тому, что мы сейчас имеем. Здесь косвенно виновата и психология, которая призывала показывать все эмоции, что их нельзя зажимать в себе. Если ты злишься – злись. Это все стало накапливаться снежным комом. В тоже время технологий, как проявлять это адекватно, как управлять гневом, чтобы это было не во вред не только себе, но и окружающему миру – обществу не демонстрировалось и не обучалось.

— Какое негативное воздействие на сознание подверженных насилию людей идет со стороны СМИ?

— Если рассматривать психологический аспект, то это связано с разрешением СМИ демонстрировать абсолютно все. Журналисты в погоне за рейтингами, за дешевым «хайпом» могут многое себе позволить. В массмедиа не нужно далеко ходить, можно посмотреть передачи, того же Малахова. Чему обучает эта передача?! Культура человека воспитывается тем, что он видит. Люди на примере этого шоу обучаются скандалить и ругаться. Все происходит под фантиком, что «они решают вопросы на благо общества». Приемов «давайте подружитесь, хватит ругаться» до того, как они уже все проорались и поскорбляли друг друга – их нет. А это уже воспринимается как модель. На чем воспитывались те родители, о которых мы сейчас говорим, с большой долей вероятности, росли на «Дом» и «Дом-2». «Мы строим отношения», говорят они. Что это значит, и как они их строят?! Там к каждому слову нужно подходить осторожно. С ними разве занимаются профессионалы в области разрешения конфликтов!?. Это чаще всего истероидные натуры, которые будут привлекать публику своими эмоциональными выплесками. Мы же прекрасно понимаем, что им пишут сценарии, как они должны вести себя на камеру. А что особенно привлекает наш взгляд, наши эмоции, конечно же запредельные сцены. Они решают конфликты, как первобытные люди: драками и физическим насилием, ну или словесной перепалкой. Конструктивных методов разрешения конфликтов шоу не демонстрирует. Часть этого поколения выросла на примере разрешения проявлять агрессивность без рамок, и это стало для них нормой.

— Какие еще факторы можно отнести к формированию «опасной» личности?

— Поведение ребенка определяет сама семья. Ребенок растет в семье, где нормой является орать друг на друга и физическое насилие. В этом случае он воспринимает такую домашнюю атмосферу как должное. У меня недавно на консультации была мама шестилетнего ребенка. Когда я сказала, что физическое насилие в воспитании категорически неприемлемо — она просто улыбнулась и сказала, что так не бывает – таких семей нет. В ее карте мира, это нормально, по-другому нельзя. То есть, если ребенок не слушается, не понимает, то его «надо полупить и тогда он станет шелковым». Тем самым, в ребенке закладывается модель поведения, что все можно, таким образом насилие над другим допустимо. Отсюда и формируется личность, которая впоследствии может переступить определенную черту. Ранее ВОЗ официально признала, что окончательное созревание лобных долей мозга происходит к 23 годам. Человек в этом возрасте начинает думать на несколько шагов вперед- формируется прогностическое мышление. Он осознает, что какое-либо действие с его стороны может привести к определенным последствиям. Сейчас этот показатель значительно сдвинулся. Согласно российским исследованиям, в частности Московского университета кафедры нейропсихологии, на сегодняшний день планка созревания этой зоны мозга приблизилась к 27годам. Это тот возраст, когда мы можем сказать, что человек повзрослел.

— Что подталкивает таких людей на преступления против детей?

— Они, скорее всего, находятся в состоянии эмоционального аффекта, и неспособность справиться с ним, проявляется на самом слабом. Это может проявляться как на чужих детях, так и на своих. Достается в основном тем, кто рядом. И на кого, безопаснее для себя, вылить свою агрессию.

— Почему они не боятся уголовной ответственности?

— Потому что этот человек не в состоянии просчитывать на 2-3 шага вперед, у него не срабатывает осознание, что будет дальше, ответственность за последствия. Он действует лишь под действием эмоций. Не способен в этот момент думать наперед. Отработанный паттерн поведения, который заложился в нем с детства как норма.

— Если насилие над ребенком совершается не его семьей, а совершенно посторонним человеком? Поведение преступника тоже можно объяснить тем, как он воспитывался с рождения?

— Какая разница. Механизм аналогичный – не выработался механизм отторможения!

— Вы говорите, что в основном это коснулось людей постсоветского времени? Почему ДО было иначе?

— 30-40 лет назад, что происходило?! Для нашей культуры всегда было важно, что скажут люди, что они подумают, осудят или нет. Шел ориентир на общество. 40 лет назад, когда во дворе дрались мальчишки, любой взрослый не проходил мимо. Он подходил, делал замечание и наставление. Более того, он мог взять ребенка и привести к родителю, чтобы отец или мать повлияли на его поведение. Родитель за это оставался очень благодарен. Не дай бог это произойдет сейчас. Родитель «наедет» на этого человека и спросит какое право он имел нарушить неприкосновенность его дитя. В другую крайность мы ушли. Поэтому раньше воспитывало общество. Общество трансформируется, но, чтобы разрушить тысячелетнюю культуру – нужно еще постараться. На каждое действие найдется противодействие. Сейчас ко мне приходят молодые родители, интеллектуально-развитые, которые думают, задают вопросы, читают литературу. Они приходят со своими детьми с вопросом как нам с ними разговаривать и что делать, чтобы наш ребенок был счастлив?. Противовес имеется и будет всегда, таков закон природы. Думающих и разумно любящих родителей гораздо больше! И за ними наше Светлое будущее!

Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Дзен
Яндекс.Метрика